Истребители—перехватчики МиГ—19П, МиГ—19ПМ, МиГ—19ПМЛ
МиГ—19 (
Farmer (русск.
Фермер) по классификации НАТО) — советский одноместный реактивный истребитель второго поколения, разработанный ОКБ-155 Министерства авиационной промышленности СССР в начале 1950—х годов. Первый советский серийный сверхзвуковой истребитель, широко применялся в системе ПВО СССР и поставлялся за рубеж. Сравним с американскими истребителями
F—100 Super Sabre, хотя во Вьетнаме противостоял и более поздним
F—4 Phantom II.
История разработки Первым шагом на пути к созданию сверхзвукового истребителя
МиГ—19, можно считать опытный самолёт
СМ—1. По постановлению Совета Министров от 20 апреля 1951 года старый
МиГ—15бис 45°, проложивший дорогу к созданию
МиГ—17, переоборудовали для установки двух двигателей АМ—5 вместо одного ВК—1. Двигатели размещались в фюзеляже, в мотоотсеке, вплотную друг к другу. Во время испытаний намечалось улучшить лётные характеристики
МиГ—17 и довести двигатель до необходимого уровня надёжности и экономичности. Первоначально на
СМ—1 установили два двигателя АМ—5 (позднее их заменили на усовершенствованные АМ—5А) тягой по 2000 кгс. В сумме два двигателя, даже без форсажа, давали большую тягу, чем один ВК—1Ф на форсаже, при этом их суммарная масса была всего на 88 кг больше. Меньшие габариты двигателей, позволили разместить в фюзеляже три дополнительных бака, общим объёмом в 770 литров.
Самолёт был построен в конце 1951 года и получил обозначение
И—340. Лётные испытания провели лётчики Г.А. Седов и К.К. Коккинаки, а ведущим инженером по испытаниям назначили А.В. Минаева. На испытаниях самолёт достиг скорости 1193 км/ч на высоте 5000 м и скороподъёмности 41 м/с. Благодаря более экономичным двигателям и увеличенному объёму топлива существенно возрос радиус действия истребителя.
Следующим этапом в разработке
МиГ—19, стало создание в 1952 самолёта
СМ—2 (
И—360). Новый самолёт отличался от
СМ—1 удлинённым на 1,6 метра фюзеляжем, размах крыла уменьшился с 9,26 метра до 9,04 метра, а вес вырос с 5219 кг, до 6802 кг. Для
СМ—2, было разработано новое крыло со стреловидностью 55° и одним аэродинамическим гребнем. По предложению инженера Н. Волкова, в корневой части крыла были размещены пушки Н—37Д с боезапасом. Это позволило освободить место в носовой части фюзеляжа для другого оборудования. Другие изменения коснулись конструкции фонаря, основных стоек шасси и их щитков, нижний киль был увеличен, а посадочная фара была перенесена с левого крыла под носовую часть. Силовая установка состояла из двух двигателей АМ—5А.
В апреле 1952 года первый прототип с Т—образным хвостовым оперением, обозначенный
СМ—2/
1 был передан на аэродром ЛИИ, где 27 мая Г.А. Седов выполнили на нём первый полёт. Практически сразу стало ясно, что тяги двигателей АМ—5А недостаточно и их заменили на форсированные АМ—5Ф с тягой 2150 кгс и 2700 кгс на форсаже. С новыми двигателями удалось достичь скорости М=1,19 в горизонтальном полёте. По результатам испытаний, горизонтальное оперение перенесли на фюзеляж, одновременно увеличив его площадь, была увеличена площадь руля направления и модифицированы тормозные щитки. Переделанный самолёт получил обозначение
СМ—2А, а после увеличения аэродинамических гребней на крыле —
СМ—2Б.
Второй прототип,
СМ—2/
2 был изначально построен с горизонтальным оперением на фюзеляже. Кроме того, на СМ—2/2 устанавливались пушки с коротким стволом, и отсутствовала возможность подвески 760—литрового ПТБ.
Однако даже форсированный двигатель АМ—5Ф был недостаточно мощным, и прототипы переоснастили новыми, более мощными АМ—9Б тягой 2600 кгс и 3250 кгс на форсаже. После запуска в серию, этот двигатель был обозначен РД—9Б. С новым двигателем
СМ—2Б получил обозначение
СМ—9/
1. 05 января 1954 года, лётчик—испытатель Г.А. Седов впервые поднял
СМ—9/
1 в небо, всего он выполнил 132 полёта на этой машине. Уже во втором полёте был преодолён звуковой барьер.
К тому времени конструкторы изменили форму перегородки в воздухозаборнике, а пушки Н—37 заменили на три НР—23 с общим боекомплектом в 340 патронов. В состав оборудования входили радиостанция РСИУ—3М («Клён»), ответчик «Узел—1» и радиодальномер СРДМ—1М («Конус»).
12 сентября 1954 года заводские испытания были завершены, и 30 сентября начались государственные испытания. Лётные испытания показали, что характеристики самолёта существенно улучшились и
СМ—9/
1 был рекомендован к принятию на вооружение. Совет Министров постановлением от 17.02.1954 № 286—133 распорядился начать серийное производство самолёта
МиГ—19 на двух заводах, в Горьком и Новосибирске.
Опытные самолёты и прототипы серийных машин •
СМ—1 (
И—340) — опытный,
МиГ—15бис45° с двумя двигателями АМ—5 (позже АМ—5А), использовался для отработки схемы компоновки силовой установки, впоследствии примененной на
МиГ—19.
•
СМ—2/
1 (
И—360) — первый прототип серии, две 37—мм пушки Н—37Д, двигатели АМ—5А (позже АМ—5Ф), Т—образное хвостовое оперение.
•
СМ—2/
2 (
И—360) — второй прототип серии, горизонтальное оперение перенесено на фюзеляж.
•
СМ—9/
1 — опытный, двигатели РД—9Б, прототип
МиГ—19.
•
СМ—9/
2 — опытный, двигатели РД—9Б, прототип МиГ—19С.
•
СМ—9/
3 — опытный, установлены три 30—мм пушки НР—30 вместо 23—мм пушек НР—23.
•
СМ—9В — опытный, прототип МиГ—19СВ.
•
СМ—7/
1 — опытный, оборудован РЛС РП—1 («Изумруд»), прототип МиГ—19П.
•
СМ—7/
2 — опытный, оборудован цельноповоротным оперением и двумя блоками 57—мм НУРС ОРО—57К.
•
СМ—7/
М — опытный, был оборудован РЛС РП—2У («Изумруд-2») и четырьмя ракетами РС—2—У, прототип МиГ—19ПМ.
•
СМ—10 — опытной, был оборудован системой дозаправки топливом в воздухе.
•
СМ—11 — опытный, был оборудован ИК станцией «Ястреб—СИВ».
•
СМ—12/
1 — опытный, был оснащён РД—9БФ, воздухозаборник — с острой передней кромкой и центральным регулируемым конусом.
•
СМ—12/
2 — опытный, были установлены ТРДФ Р—3—26В с системой впрыска воды.
•
СМ—12/
3 — опытный, были установлены ТРДФ Р—3—26, носовая часть фюзеляжа удлинена на 670 мм, воздухозаборник — с двухпозиционным конусом.
•
СМ—12/
4Т — опытный, использовался для испытаний управляемых ракет К—13.
•
СМ—12ПМ — опытный, был установлены двигатели Р—3—26, оборудован РЛС ЦД—30 с антенной в конусе воздухозаборника, двумя управляемыми ракетами Р—2—УС и стартовыми ускорителями У—19М.
•
СМ—12ПМУ — три опытных самолёта с двигателями Р—3М—26, были оборудованы РЛС ЦД—30 с антенной в конусе воздухозаборника, управляемыми ракетами К—5 и стартовыми ускорителями У—19М.
•
СМ—20 — опытные, использовались для отработки ракет X—20.
•
СМ—К — опытные, использовались для отработки системы управления ракетой X—20.
•
СМ—21 — опытный, использовался для испытаний НАР С—21.
•
СМ—24 — опытный, использовался для испытаний НАР С—24.
•
СМ—30 —опытный, оснащался ускорителем ПРД—22 для взлета с наземного катапультного пускового устройства.
•
СМ—50 —пять опытных машин с ускорителем У—19Д.
•
СМ—51 — опытный, оснащался ускорителем У—19Д.
•
СМ—52 — опытный, оснащался ускорителем У—19Д и РЛС «Алмаз»
•
СМ—52П — опытный, использовался для испытаний аппаратуры «Горизонт—1».
•
СМ—6 — опытный, использовался для испытания ракет К—6.
•
СЛ—19 — самолёт—лаборатория с лыжным шасси.
•
МиГ—19СМК — опытный, использовался для отработки крылатой ракеты К—10.
Модификации самолёта Модификации истребителя
МиГ—19, серийно строившиеся в СССР:
•
МиГ—19 —первый серийный вариант с тремя пушками НР—23 и двигателями РД—9Б.
•
МиГ—19П — всепогодный перехватчик с РЛС РП—1 (шифр «Изумруд») и двумя 23—мм пушками НР—23 (на поздних сериях РП—5 (шифр «Изумруд—2») и две 30—мм пушки НР—30).
•
МиГ—19ПГ —
МиГ—19П с аппаратурой передачи данных и наведения с земли «Горизонт—1».
•
МиГ—19С — истребитель с тремя 30—мм пушками НР—30, обновлённым составом БРЭО и улучшениями в конструкции планера.
•
МиГ—19Р — разведывательный самолёт на базе МиГ—19С с двигателями РД—9БФ—1, двумя 30—мм пушками НР—30 и фотокамерами АФА—39 на месте третьей.
•
МиГ—19СВ — высотный перехватчик с облегченной конструкцией, двумя пушками НР—30 и двигателями РД—9БФ—1.
•
МиГ—19ПМ — перехватчик без пушечного вооружения, с четырьмя ракетами РС—2—У и РЛС РП—2У «Изумруд-2».
•
МиГ—19ПМЛ —
МиГ—19ПМ оснащенные станцией наведения с земли «Лазурь».
Материал из Википедии — свободной энциклопедии, фотографии — warplane.ru