■ Оборонка Валерий Герасимов, генерал армии, начальник Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации
Генеральный штаб и оборона страны
Важнейшая задача — прогнозирование и оценка военных угроз Российской Федерации и выработка на этой основе предложений по совершенствованию государственной политики в области обороны Вниманию читателей «ВПК» предлагается выступление начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации на военно—научной конференции Академии военных наук на тему «Роль Генерального штаба в организации обороны страны в соответствии с новым Положением о Генеральном штабе, утвержденным президентом Российской Федерации». □
![](https://s4.uploads.ru/KsWuT.jpg)
В своем выступлении я хочу осветить роль Генерального штаба в организации обороны государства и уточнить задачи, решаемые военно—научным комплексом в современных условиях.
![](https://s4.uploads.ru/KsWuT.jpg)
В 2013 году указом президента Российской Федерации утверждено новое Положение о Генеральном штабе.
![](https://s4.uploads.ru/KsWuT.jpg)
В целом направления деятельности Генерального штаба не изменились. Его основным предназначением по—прежнему является стратегическое планирование в области обороны, разработка основ обеспечения военной безопасности государства, идеологии строительства и развития Вооруженных Сил и военной организации России в целом.
□
■ Коллаж Андрея Седых □
![](https://s4.uploads.ru/KsWuT.jpg)
В то же время согласно новому положению ряд задач Генерального штаба уточнен, на него возложены дополнительные полномочия. Они направлены в первую очередь на координацию деятельности всех федеральных органов исполнительной власти в интересах обеспечения обороноспособности и безопасности страны.
![](https://s4.uploads.ru/KsWuT.jpg)
Расширение спектра задач, решаемых Генеральным штабом, обусловлено, прежде всего, происходящими изменениями в характере вооруженной борьбы.
![](https://s4.uploads.ru/KsWuT.jpg)
Современные военные конфликты носят скоротечный характер, сопровождаются активным применением военных и невоенных средств. Расширяются состав разноведомственных сил, привлекаемых к обороне, спектр вопросов взаимодействия между ними и государственными структурами.
![](https://s4.uploads.ru/KsWuT.jpg)
Все больший вес при достижении военно—политических целей приобретают политические, дипломатические, экономические и другие меры, в том числе скрытого характера, такие как использование неправительственных международных организаций и частных военных компаний. Примером этого служат события в Сирии, на Украине, деятельность Гринписа в Арктике.
![](https://s4.uploads.ru/KsWuT.jpg)
Время реакции на переход от политико—дипломатических мер к применению военной силы максимально сократилось. Решения на создание, применение и обеспечение группировок войск (сил) принимаются в реальном масштабе времени.
![](https://s4.uploads.ru/KsWuT.jpg)
Военные действия смещаются в информационное и космическое пространство.
![](https://s4.uploads.ru/KsWuT.jpg)
Завершение создания глобальной системы ПРО США, реализация иностранными государствами концепций геоцентрического ТВД, глобального удара, сетецентрического пространства, нахождение на постоянной основе в ключевых районах мира боеготовых группировок ведущих стран обеспечат им возможность наносить удары в кратчайшие сроки по любой точке земного шара.
![](https://s4.uploads.ru/KsWuT.jpg)
Все эти изменения предопределили необходимость совершенствования обороны Российской Федерации, уточнения роли государственных институтов в ее организации, роли и места Генерального штаба, что получило свое развитие в федеральном законе «Об обороне» и новом Положении о Генеральном штабе.
![](https://s4.uploads.ru/KsWuT.jpg)
Одной из новых задач Генерального штаба законодательно определена разработка плана обороны Российской Федерации. Он включает комплекс взаимоувязанных документов военного планирования для всей военной организации государства.
![](https://s4.uploads.ru/KsWuT.jpg)
Такой план был разработан Генеральным штабом совместно с федеральными органами исполнительной власти и утвержден президентом Российской Федерации в январе прошлого года.
![](https://s4.uploads.ru/KsWuT.jpg)
В ходе его разработки согласованы по месту, времени, направлениям, силам, средствам и ресурсам мероприятия по заблаговременной подготовке страны к переводу на условия военного времени и решению военной организацией государства стоящих перед ней задач.
![](https://s4.uploads.ru/KsWuT.jpg)
Для предотвращения военных конфликтов спланировано комплексное проведение общегосударственных мер стратегического сдерживания.
![](https://s4.uploads.ru/KsWuT.jpg)
Его основу составляют политико—дипломатические и внешнеэкономические меры, которые тесно взаимоувязаны с военными, информационными и другими. В целом они направлены на формирование у потенциальных агрессоров убеждения в бесперспективности любых форм давления на Российскую Федерацию и ее союзников.
□
■ Коллаж Андрея Седых □
![](https://s4.uploads.ru/KsWuT.jpg)
При планировании стратегического сдерживания Генеральным штабом организовано межведомственное взаимодействие в ходе выполнения общегосударственных мероприятий.
![](https://s4.uploads.ru/KsWuT.jpg)
Опыт разработки плана обороны показал необходимость четкой регламентации совместной деятельности федеральных органов исполнительной власти.
![](https://s4.uploads.ru/KsWuT.jpg)
С этой целью Генеральным штабом осуществлена подготовка новой редакции Положения о военном планировании в Российской Федерации. В нем определены порядок разработки плана обороны, перечень документов, входящих в его состав, органы государственного и военного управления, отвечающие за разработку соответствующих документов.
![](https://s4.uploads.ru/KsWuT.jpg)
Все действия войск (сил) спланированы в соответствии с основополагающими уставными документами Вооруженных Сил. Они были переработаны и введены в действие в 2013 году. В них с учетом изменений в характере военных конфликтов определены основы применения межвидовых и коалиционных группировок войск (сил).
![](https://s4.uploads.ru/KsWuT.jpg)
Генеральным штабом совместно с ФСБ, МВД и МЧС России начата работа по подготовке документов, регламентирующих применение разноведомственных группировок войск (сил).
![](https://s4.uploads.ru/KsWuT.jpg)
Еще одной задачей Генерального штаба является координация разработки концепций, планов строительства и развития других войск и воинских формирований в интересах обороны (то есть других министерств и ведомств).
![](https://s4.uploads.ru/KsWuT.jpg)
В этих целях прорабатывается вопрос подготовки нового руководящего документа. В нем будут изложены основные принципы государственной политики в области военного строительства и система взглядов, детализирующих цели, задачи, направления и мероприятия строительства и развития военной организации Российской Федерации, а также условия их реализации.
![](https://s4.uploads.ru/KsWuT.jpg)
В ходе совместных мероприятий, учений, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе наводнения на Дальнем Востоке, выявилось, что существующие системы управления федеральных органов исполнительной власти, участвующих в обороне, между собой недостаточно сопрягаются, что затрудняет управление группировками войск (сил).
![](https://s4.uploads.ru/KsWuT.jpg)
Это вынуждает нас по—новому посмотреть на организацию и порядок управления разноведомственными группировками войск и сил. Требуется координация развития систем управления другими войсками, воинскими формированиями и специальными формированиями, создаваемыми на военное время.
![](https://s4.uploads.ru/KsWuT.jpg)
Для решения этих задач необходима интеграция систем управления Вооруженных Сил и федеральных органов исполнительной власти, участвующих в обороне, в единую систему государственного и военного управления. При этом целесообразно максимально использовать потенциал объектов инфраструктуры этих систем и наращивания их возможностей.
![](https://s4.uploads.ru/KsWuT.jpg)
Важным шагом в создании такой системы управления явилась инициатива министра обороны по формированию Национального центра управления обороной Российской Федерации. 20 января 2014 года состоялась закладка памятного камня в фундамент здания Национального центра, началось его строительство. Одновременно ведется разработка программно—аппаратного комплекса.
![](https://s4.uploads.ru/KsWuT.jpg)
С вводом Национального центра в эксплуатацию мы получим единую систему управления всей военной организацией Российской Федерации. Это позволит в реальном масштабе времени получать и анализировать информацию, готовить обоснованные предложения для принятия решений руководством государства по реагированию на кризисные ситуации в стране и за рубежом.
![](https://s4.uploads.ru/KsWuT.jpg)
Решение задач обороны требует от должностных лиц федеральных органов исполнительной власти соответствующих военных знаний. С этой целью в Военной академии Генерального штаба возобновлена совместная подготовка представителей министерств и ведомств по программе «Национальная оборона».
![](https://s4.uploads.ru/KsWuT.jpg)
В интересах достижения слаженности в работе органов государственного и военного управления на плановой основе проводятся мероприятия их совместной подготовки.
![](https://s4.uploads.ru/KsWuT.jpg)
Первый опыт таких мероприятий получен в 2012 году на стратегической командно—штабной тренировке с органами государственной власти. В прошлом году в ходе внезапной проверки по плану Верховного главнокомандующего, проведенной на фоне стратегического учения «Запад—2013», было отработано взаимодействие ряда федеральных органов исполнительной власти с органами власти субъектов Федерации и местного самоуправления.
![](https://s4.uploads.ru/KsWuT.jpg)
На мероприятиях совместной подготовки основные усилия необходимо сосредоточить на отработке вопросов организации и совместного решения задач разноведомственными группировками войск (сил). Они должны проводиться на общем оперативно—тактическом фоне, по единым сценариям развития военно-политической и стратегической обстановки.
![](https://s4.uploads.ru/KsWuT.jpg)
Таково содержание новых задач, определенных Положением о Генеральном штабе. Их реализация предполагает большую организаторскую и интеллектуальную работу, которая должна вестись последовательно и целенаправленно. Особое место в ней отводится военно—научному комплексу.
□
Военно—научный комплекс □
![](https://s4.uploads.ru/KsWuT.jpg)
Руководство военно—научным комплексом и организация научной работы в Вооруженных Силах возложены на Генеральный штаб.
![](https://s4.uploads.ru/KsWuT.jpg)
Какие задачи сегодня стоят перед военно—научным комплексом и военной наукой в целом?
![](https://s4.uploads.ru/KsWuT.jpg)
Главная заключается в обосновании основных направлений строительства и развития Вооруженных Сил в целом, а также видов и родов войск. Результатом научных исследований должны стать предложения по рациональному составу Вооруженных Сил, оптимальному соотношению сил и средств вооруженной борьбы.
![](https://s4.uploads.ru/KsWuT.jpg)
Важнейшая задача — прогнозирование и оценка военных угроз Российской Федерации и выработка на этой основе предложений по совершенствованию государственной политики в области обороны.
![](https://s4.uploads.ru/KsWuT.jpg)
Необходимо выявлять на максимально ранней стадии возникновение и развитие возможных угроз России, готовить предложения по их нейтрализации военными и невоенными методами.
![](https://s4.uploads.ru/KsWuT.jpg)
Особое внимание должно быть уделено созданию целостной теории непрямых и асимметричных действий, проводимых различными федеральными органами исполнительной власти по единому плану, в интересах превентивной нейтрализации угроз военной безопасности России.
![](https://s4.uploads.ru/KsWuT.jpg)
Другая задача военной науки заключается в развитии форм применения и способов действий группировок войск (сил), определении их оптимального состава.
![](https://s4.uploads.ru/KsWuT.jpg)
Для этого необходимо изучать опыт боевого применения Вооруженных Сил в конфликтах различной интенсивности, выявлять новые военные и военно—технические тенденции.
![](https://s4.uploads.ru/KsWuT.jpg)
В 2013 году проведена теоретическая оценка возможных угроз, проанализированы пути формирования и проверены возможности по созданию межвидовых группировок войск на стратегических направлениях (театрах военных действий). В целом полученные результаты обеспечили выполнение практических задач.
![](https://s4.uploads.ru/KsWuT.jpg)
В то же время необходимо отметить, что с возрастанием роли научных исследований повышаются требования к обоснованности научных рекомендаций, расширяется тематика военно—научных разработок, совершенствуются формы и способы исследовательской деятельности.
![](https://s4.uploads.ru/KsWuT.jpg)
Этим обусловлена необходимость совершенствования военно—научного комплекса, приведения его в соответствие с актуальными и перспективными задачами.
![](https://s4.uploads.ru/KsWuT.jpg)
С 2013 года Генеральным штабом последовательно проводится такая работа.
![](https://s4.uploads.ru/KsWuT.jpg)
В целях повышения эффективности научной работы усилена роль главных командований видов и командований родов войск Вооруженных Сил.
![](https://s4.uploads.ru/KsWuT.jpg)
Воссоздание военно—научных подразделений в составе органов военного управления позволило организовать их непосредственное взаимодействие с научно—исследовательскими учреждениями.
![](https://s4.uploads.ru/KsWuT.jpg)
Сформированные научно—исследовательские организации по сферам вооруженной борьбы обеспечивают целевое проведение исследований по развитию видов и родов войск Вооруженных Сил, решение задач межвидового взаимодействия.
![](https://s4.uploads.ru/KsWuT.jpg)
В качестве эксперимента были сформированы и приступили к проведению исследований четыре научные роты. Это позволило привлечь талантливых выпускников вузов к решению научно—практических задач в интересах Министерства обороны.
![](https://s4.uploads.ru/KsWuT.jpg)
Ведется работа по поиску и реализации новых форм взаимодействия Министерства обороны с предприятиями оборонно—промышленного комплекса. Примером этому может служить проведенный в августе прошлого года День инноваций Министерства обороны. Работа в данном направлении будет продолжена и дальше.
![](https://s4.uploads.ru/KsWuT.jpg)
Важные задачи по развитию военно—научного комплекса стоят в 2014 году.
![](https://s4.uploads.ru/KsWuT.jpg)
Прежде всего это завершение формирования пятилетнего плана развития научно—исследовательских организаций Министерства обороны.
![](https://s4.uploads.ru/KsWuT.jpg)
Он направлен на совершенствование структуры и наращивание возможностей военно—научного комплекса, уточнение задач научно—исследовательских организаций и модернизацию их лабораторно—экспериментальной базы.
![](https://s4.uploads.ru/KsWuT.jpg)
Особое внимание должно быть уделено подготовке научных кадров и укреплению потенциала научно—исследовательских организаций. Мы ищем новые пути восстановления престижа и статуса военного ученого, выстраиваем систему подготовки исследователей и развития научных школ.
![](https://s4.uploads.ru/KsWuT.jpg)
Предусматривается сформировать в масштабе государства единую систему организации научных исследований в интересах обороны. Она будет основываться на военно—теоретических знаниях и результатах фундаментальных исследований РАН, АВН, РАРАН и других научных организаций, использовать потенциал предприятий оборонно—промышленного комплекса.
![](https://s4.uploads.ru/KsWuT.jpg)
Значительная часть научных разработок должна быть реализована при создании перспективных образцов вооружения, военной и специальной техники.
![](https://s4.uploads.ru/KsWuT.jpg)
Особое внимание необходимо уделить наиболее наукоемким и актуальным направлениям. К ним относятся разработка робототехнических комплексов военного назначения, создание перспективной телекоммуникационной инфраструктуры Вооруженных Сил, а также развитие сил стратегического сдерживания и системы воздушно—космической обороны.
![](https://s4.uploads.ru/KsWuT.jpg)
При этом требования, предъявляемые к перспективным системам вооружения, должны формироваться исходя из тех способов вооруженной борьбы, которые позволяют наиболее эффективно противодействовать прогнозируемым угрозам военной безопасности Российской Федерации.
![](https://s4.uploads.ru/KsWuT.jpg)
Важное направление работы — формирование единой базы научных знаний. В нее войдут все имеющиеся и ожидаемые результаты научно—исследовательских и опытно-конструкторских работ, проводимых по заказу Министерства обороны.
![](https://s4.uploads.ru/KsWuT.jpg)
С этого года начинается формирование особого фонда контрольных экземпляров в военно—научной библиотеке Генерального штаба. После завершения в 2017 году формирования единой автоматизированной системы учета база будет доступна потребителям в электронном виде, а для обеспечения ее формирования, наполнения и сопровождения прорабатывается вопрос создания специализированного центра.
![](https://s4.uploads.ru/KsWuT.jpg)
Таковы основные направления нашей работы по совершенствованию военно—научного комплекса.
![](https://s4.uploads.ru/KsWuT.jpg)
Хочу подчеркнуть, что военная наука эффективна, когда результаты научной работы востребованы и внедряются в практику. Все военно—научные исследования должны проводиться в русле единой военно—технической политики, разрабатываемой и реализуемой Генеральным штабом.
![](https://s4.uploads.ru/KsWuT.jpg)
Помимо научно—исследовательских организаций и военно—учебных заведений Министерства обороны к научной работе целесообразно активнее привлекать федеральные органы исполнительной власти, институты Российской академии наук и, конечно же, Академию военных наук.
![](https://s4.uploads.ru/KsWuT.jpg)
Академия, как базисная научная организация, сплав опыта и профессионализма, должна более активно включиться в проработку вопросов обеспечения обороны Российской Федерации.
![](https://s4.uploads.ru/KsWuT.jpg)
Особое внимание должно быть уделено развитию методологии военного строительства и строительства Вооруженных Сил, разработке новых форм и способов ведения военных действий. Научный потенциал академии должен найти эффективное применение в интересах формирования теоретических основ ведения военных действий, выработки военных и невоенных мер в современных вооруженных конфликтах, оценки их баланса.
![](https://s4.uploads.ru/KsWuT.jpg)
В 2014 году исследования по этим направлениям и внедрению полученных результатов в практику должны быть направлены в первую очередь на обеспечение разработки нового плана обороны Российской Федерации и Государственной программы вооружения на 2016—2025 годы, а также на реализацию Генеральным штабом дополнительных функций в области военной безопасности и обороны государства.
![](https://s4.uploads.ru/KsWuT.jpg)
Совместную деятельность предполагается осуществлять в рамках как уже проводимых исследований, так и работ, запланированных на ближайшую перспективу.
![](https://s4.uploads.ru/KsWuT.jpg)
Академия уже принимает участие в межведомственных исследованиях, направленных на определение основных приоритетов развития военной организации Российской Федерации на долгосрочный период в рамках научно—исследовательской работы «Предисловие—30».
![](https://s4.uploads.ru/KsWuT.jpg)
С 2014 года на основании предложений, поступивших от Академии военных наук, планируется открытие научно—исследовательской работы, ориентированной на формирование современной системы знаний о войне и обороне государства, выявление основных закономерностей современного международного противоборства с учетом применения так называемой мягкой силы.
□
Опубликовано в выпуске № 4 (522) за 05 февраля 2014 года